УТВЕРЖДЕНА

приказом Генерального прокурора

Российской Федерации

от 15.01.20033

Инструкция

о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан

в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

1 . Общие положения

Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица.

Предложение - обращение должностного лица или гражданина, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение деятельности органов прокуратуры или других правоохранительных органов.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве России.

Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод решениями и действиями (бездействием) органа, должностного лица и иных лиц.

Ходатайство - изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.

Дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.

Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;

сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.

Парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с требованием об их устранении и направленный Генеральному прокурору Российской Федерации.

Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, направленный в органы прокуратуры с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос.

2. Пределы действия Инструкции

Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение (адрес), признаются анонимными и оставляются без разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направляются в правоохранительные органы по принадлежности.

3. Рассмотрение заявлений, жалоб, запросов (обращений)

При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут ответственность в соответствии со ст. 41-7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

принятие к производству;

передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

направление в другие органы;

приобщение к ранее поступившей жалобе.

При пересылке заявлений, жалоб граждан, запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его разрешения.

обращения Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, членов Государственного совета, Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также обращения, в которых обжалуются решения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

обращения иных лиц по наиболее значимым вопросам управления государственным имуществом, бюджетными средствами, земельными ресурсами, соблюдения природоохранного законодательства, а также по фактам коррупции и злоупотребления служебным положением со стороны государственных и муниципальных должностных лиц, о нарушениях законности сотрудниками Генеральной прокуратуры и руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации.

Копии обращений и запросов, поручений прокурорам, уведомлений членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не позднее следующего дня направляются для контроля в подразделения аппарата.

обращения заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, заместителей Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, заместителей руководителей органов власти субъектов Российской Федерации;

депутатские запросы и обращения, направленные непосредственно им;

обращения, в которых обжалуются решения начальников управлений, отделов (на правах управлений) либо содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

задания по проверке запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные поручения Генеральной прокуратуры;

запросы и обращения депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации;

обращения высших должностных лиц представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;

обращения высших должностных лиц судебных и правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, а также руководителей органов военного управления;

обращения руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, созданных в соответствующем федеральном округе;

заявления, запросы (обращения), в которых обжалуются решения заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников прокуроров субъектов Российской Федерации, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина.

Об этом в обязательном порядке уведомляются подразделения прокуратуры, осуществляющие предварительное рассмотрение заявления, запроса (обращения) и контроль (в Генеральной прокуратуре - организационное управление).

Если дубликат поступил после разрешения основного обращения (запроса), то не позднее 10-дневного срока ответ на него направляется с кратким изложением существа принятого решения и ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ранее ответа.

Первый экземпляр карточки вместе с обращением (запросом) передается в подразделение, которому поручено его разрешение, а второй для контроля - в организационное управление Генеральной прокуратуры; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - старшему помощнику прокурора субъекта Российской Федерации по организационным вопросам (старшему помощнику прокурора по рассмотрению писем и приему граждан).

14. Разрешение заявлений, жалоб, запросов и обращений

В случае, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не на имя Генерального прокурора Российской Федерации, а его заместителям или иному должностному лицу органов прокуратуры, он рассматривается как обращение депутата и разрешается в соответствии с требованиями ст.17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.

Аналогичным образом разрешаются запросы, направленные в порядке поручения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и обращения депутатов всех уровней в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.

Направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается.

Не допускается также разрешение обращений по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

При подготовке поручений сроки исполнения устанавливаются с учетом отдаленности региона и объема поручаемой работы.

В случае, если из прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры поступило заключение, полно отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается руководителю структурного подразделения.

обращение является анонимным, за исключением случаев, предусмотренных п.2.6 настоящей Инструкции;

обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события;

имеется решение о прекращении переписки.

Решение об оставлении без разрешения жалобы (обращения) принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя.

повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно проверялось и ответ дан в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа прокуратуры;

в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного прокурором района, города, прокурором субъекта Российской Федерации, военным и специализированным прокурором или их заместителями, а в аппарате Генеральной прокуратуры - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (в Главной военной прокуратуре - заместителем Главного военного прокурора). Сообщение об этом заявителю в 30-дневный срок со дня поступления обращения направляется за подписью исполнителя.

Переписка возобновляется, если основания, по которым она была прекращена, отпали. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные этим заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя.

Повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется.

Отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными.

Разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера.

Иное направление - обращение направлено в 5-дневный срок для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает в надзорное производство справку о том, с какими материалами он ознакомлен.

При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.

15. Сроки разрешения обращений и запросов

В случае если такая проверка необходима, о ее производстве в 5-дневный срок со дня поступления обращения сообщается авторам в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему военного и иного специализированного прокурора.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения жалоб, заявлений, обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и данному заявителю направляются одновременно только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

О продлении срока уведомляются авторы обращений (запросов) и сообщается в организационное управление.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах в случае направления им из Генеральной прокуратуры (Главной военной прокуратуры) запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации срок их разрешения первоначально также на 30 дней продлевает заместитель прокурора, а дальнейшее продление осуществляет прокурор субъекта Российской Федерации и приравненный к нему военный и специализированный прокурор с одновременным уведомлением авторов запроса и лица, взявшего разрешение запроса на контроль.

6. Направление ответов на жалобы, заявления, обращения и запросы

Решение об отклонении таких обращений в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимается и ответ заявителям дается прокурором или лицом, его замещающим.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах решения об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимаются начальниками управлений и отделов, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - прокурором или лицом, его замещающим. Они же подписывают ответы авторам.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре решения об отклонении первичных обращений принимаются начальниками отделов в составе управлений, заместителями начальников отделов Генеральной прокуратуры в федеральных округах, а об отклонении повторных обращений - начальниками управлений (отделов на правах управлений) и заместителями Генерального прокурора Российской Федерации.

Ответ заявителю об отклонении повторного обращения дается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, если не установлено иное.

Материалы, необходимые для ответа на парламентский запрос, с проектом ответа либо, по указанию Генерального прокурора, в виде доклада для выступления на заседании палаты Федерального Собрания представляются Генеральному прокурору не позднее трех дней до истечения срока разрешения запроса.

В случае направления запроса для разрешения в прокуратуру субъекта Российской Федерации ответ подписывается руководителем прокуратуры со ссылкой на поручение Генерального прокурора.

Направление карточек в соответствующие контролирующие подразделения осуществляется работниками канцелярии.

17. Организация приема заявителей в органах прокуратуры

Прием Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями осуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральном аппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо по жалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств.

Личный прием Генерального прокурора может быть организован также по его прямому поручению.

Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры.

Руководителями прокуратур, научных и образовательных учреждений прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается и ответ на них дается руководителем прокуратуры (учреждения), к которому обратился заявитель на личном приеме.

Регистрация приема ведется по специальным карточкам либо в книге учета посетителей, в котором отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме.

Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре - работниками экспедиции, а в других прокуратурах - специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп "Из ящика для обращений и заявлений", указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

Организационное управление Управление по рассмотрению писем и приему граждан


В части, не урегулированной настоящей Инструкцией, порядок рассмотрения обращений, а также приема граждан, должностных и иных лиц в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах может устанавливаться приказом соответствующего прокурора.

В подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах разрешаются заявления, жалобы и иные обращения на решения, принятые по уголовным делам прокурорами субъектов Российской Федерации, если такие дела не находятся на контроле в других подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Аналогичный порядок рассмотрения первичных обращений депутатов органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления может устанавливаться в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.

Приказом соответствующего прокурора перечень обращений и порядок их обязательного доклада, в том числе в районных, городских и приравненных к ним прокуратурах, может быть расширен.

Обращения и запросы, в рассмотрении которых участвуют несколько подразделений, учитываются (заполняются статистические и контрольные карточки) только в подразделении, являющемся ответственным исполнителем.

Такой же порядок рассмотрения аналогичных обращений депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливается в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

Используются технологии uCoz